Расширенный поиск
Вход на сайт

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Опубликовано 27-08-2015, 10:50 в категории Новости кино » «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи» оказался самым коротким и, в хорошем смысле, маргинальным за всю историю этого события. В минувший уикенд, в течение двух дней, в Одессе под открытым небом показали знаковые, но малоизвестные фильмы из стран, которые кинематографическими не считаются. Это входило в концепцию шестых «Немых ночей», как и общая тема показов — декоммунизация и судьба пропагандистского искусства как в Украине, ввиду нового закона, так и в мире. Как показала фестивальная программа, киноленты, в свое время считавшиеся пропагандистскими, могут предстать в совершенно новом универсальном художественном смысле годы спустя.

Сказанное касается в первую очередь украинского фильма 1929 года «Ветер с порогов». Снятая Арнольдом Кордюмом как идеологическая поддержка строительства Днепрогэса, эта картина является уникальным высказыванием о противостояниях поколений, человека/технологии и природы, традиционализма и новаторства. В «Ветре с порогов» рассказывается о конфликте семье Ковбаней. Отец Остап (его сыграл 73-летний «корифей» Николай Садовский) — лоцман с деда-прадеда, овладевший искусством обходить легендарные днепровские пороги. Он теряет свой авторитет в глазах сообщества и собственных детей, когда в село приезжают инженеры. Те нисколько не сомневаются в том, что покорят природу — взорвут пороги, построят станцию и неминуемо затопят живописные украинские села, что, как известно, в конце концов, произошло, похоронив под водой огромный пласт украинской культуры и истории казачества.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

На первый взгляд, вывод в фильме однозначен: молодые технократы — строители коммунизма приходят на смену консервативным жителям периферии. Это приветствуется и декларируется в сталинском курсе на индустриализацию, это воспевается в культуре того времени. Нынешний же зритель не увидит в старом Ковбане выраженного антагониста: правых и неправых в фильме попросту нет. Есть столкновение идей. Что должен делать человек: подстраиваться под природу или переделывать ее под себя? В годы появления фильма ответ был один. Сегодня, когда у человечества есть опыт не одной техногенной катастрофы, популяризируется возвращение к доиндустриальным отношениям с природой. Точно так же в «Ветре с порогов» поднимаются универсальные и не теряющие актуальность проблемы кризиса патриархальной культуры, смены поколений, памяти и идентификации себя через определенную территорию, взаимодействия технологий на мир. «Ветер с порогов» в этом смысле близок одновременно и к «Леопарду» Висконти, и к раннему киберпанку, и ко многим фильмам, появившимся гораздо позже него.

Художественное воплощение «Ветра с порогов» заставляет лишь жалеть о том, что этот фильм оказался в тени довженковской «Земли». Обе картины появились почти в одно и то же время, они даже перекликаются друг с другом в отдельных сценах. Трактор у Довженко и громадные краны у берегов Днепра у Кордюма — те же самые образы, знаменующие конец старого мира и наступление индустриализации, а с ней вместе и дальнейшей урбанизации населения. Кулак, убивающий Василя, и лоцман, желающий вреда чужакам из города — те же самые образы. У Довженко было больше поэзии буколической, у Кордюма — индустриальной. Первого знают все, у второго даже не все киноработы можно отыскать. «Ветер с порогов», к несчастью, тоже был доступен лишь на отдельных показах от Центра Довженко и на «Немых ночах». Реставрированный в прошлом году, этот фильм очень нуждается в переиздании в каком-либо виде.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Не уступает по раритетности «Ветру с порогов» еще один фильм «Немых ночей-2015». Это драма «Социальный распад» 1932 года, обозначенная организаторами фестиваля как первый фильм греческого неореализма. Сделанный на стамбульской киностудии фактически как независимое производство (молодой режиссер Стелиос Татасопулос одолжил у отца деньги на съемки), этот фильм представляет хронику молодежи в переживающей кризис Греции. Толпы эмигрантов, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие равных возможностей, угнетенный пролетариат — промарксистский уклон выпирает в каждом кадре. По меркам мирового кинематографа начала 30-х, «Социальный распад» — не самое сильное кино, скудное художественно, без «воздуха» между сценами, без психологизации и акцентированных конфликтов. Главный герой сначала студент, потом перспективный актер, потом опустившийся на самое дно пьяница, потом бескомпромиссный левый активист — действие 60-минутного фильма перебрасывает персонажа из одного статуса в другой, без возможности отрефлексировать. Тем не менее многое в «Социальном распаде» можно списать на возраст постановщика-дебютанта: всего 24 года было Стелиосу Татасопулосу, который сам же и сыграл здесь главную роль.

Политическую ангажированность невозможно игнорировать в еще одном показанном на «Немых ночах» фильме. Белорусский псевдоисторический эпос «В огне рожденная» 1929 года — кино о том, как «в огне гражданской войны родилась Советская Беларусь». Это безумно красивый фильм, хоть и несколько вторичный по отношению к творчеству более известных мастеров советского киноавангарда. В каждом кадре угадываются цитаты (сознательные или нет, неизвестно) то из Довженко, то из Вертова, то из Эйзенштейна и Пудовкина. Эдакое попурри из достижений советской школы монтажа и операторского искусства.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В истории белорусского национального кинематографа это фильм знаковый, и в его художественной ценности сомневаться не приходится. Идейная часть «В огне рожденной» близка к «Арсеналу», только режиссер Уладзимир Корш-Саблин оказался язвительнее Довженко по отношению к потугам национальных сил взять власть в стране. У белорусов после февральской революции была своя народная республика, свой Петлюра, своя Центральная Рада и даже свой Скоропадский. «В огне рожденная» — не лучший источник для изучения истории того времени, но, как и в случае в петлюровской темой в украинском кино, само упоминание белорусских национальных сил свидетельствует о том, что советская власть считала их угрозой, требующей разоблачения и высмеивания. Как любое пропагандистское произведение, «В огне рожденная» держится на доведении до крайности любого сюжетного конфликта и образа, и как отличный авангардный фильм, преуспевает в эмоциональном воздействии на зрителя.

Просоветский пафос картины умело сбила белорусская рок-группа Relikt, исполнявшая на «Немых ночах» новый саундтрек к фильму. Финал с обязательным триумфом красных прошел под гитарное исполнение траурного марша. Это вполне компенсировало издевательские сцены с бело-красно-белым флагом, который и нынче в опале — теперь уже у лукашенковской власти. «В огне рожденную» отреставрировали и переозвучили (вернее — переосмыслили) в рамках совместного белорусско-польского проекта «Тузін. Немаўля», благодаря которому удалось сбить пыль и с других малоизвестных немых фильмов.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В стороне от политики стоит чешский фильм «Эротикон». Как и другие ленты из программы «Немых ночей», он нуждается в пересмотре. Некогда картину Густава Махаты критиковали из-за излишней откровенности. Сегодня она смотрится невинно, несмотря на то, что здесь есть чуть ли не первая в кино сцена орального удовлетворения женщины. И правда, «Эротикон» — это феминоцентричное кино, мелодрама, близкая больше к декадентской киноэстетике, чем к экспрессионизму, в контексте которого ее часто упоминают. В наши дни сюжет «Эротикона» органично бы смотрелся в любом отечественном телемуви для женской аудитории. Это история соблазненной и настрадавшейся провинциальной девушки, которая в итоге отделывается наименьшими потерями из всех героев. К счастью, непреходящей ценностью картины остается то, как она снята и что значит для исследования чувственности в истории кино.

Снятый в 1929 году «Эротикон» упоминают не так часто, как появившийся четырьмя годами позже «Экстаз» того же режиссера — Густава Махаты. Второй фильм наделал шума из-за обнаженной купальщицы Хеди Ламарр и последующей цензуры из-за кодекса Хейса, согнавшего «Экстаз» в кинопрокатное подполье. Оба фильма объединены как темой женской сексуальности, так и похожим поэтическим стилем — опробованным в «Эротиконе» и развитом Махаты уже в «Экстазе». Что интересно, в свое время, чешского режиссера, уехавшего в Голливуд, преследовала репутация автора неприличных фильмов. Хотя такой деликатный и образно богатый подход к теме страсти увидеть в современном кино сложно.




Явление / The Happening (2008)история о семье, которая пытается сбежать от угрозы, грозящей всему человечеству. Беда приходит из ниоткуда, настигает внезапно, заставляя людей повсеместно совершать самоубийства. Страшная напасть, эпидемия или новая болезнь? Что это? Никто не знает…
Невидимый гость / Contratiempo (2016)Молодой бизнесмен Эдриан Дориа просыпается в закрытом изнутри номере отеля рядом с бездыханным телом своей любовницы. Его обвиняют в убийстве, но он, не считая себя виновным, решает воспользоваться услугами Вирджинии Гудман, лучшего в стране специалиста по выходу из самых сложных ситуаций. В течение одной ночи консультант и её клиент будут работать, чтобы найти разумное опровержение обвинению, и, тем самым, высвободить его из тюрьмы.
Теория Большого взрыва / The Big Bang Theory (Сезон 7) (2013)Перевод: Одноголосый закадровый Кураж-Бамбей
Оригинальная аудиодорожка: есть
Cубтитры: русские и английские
Режиссёр: Марк Сендроуски, Питер Чакос
Сценарий: Чак Лорри, Билл Праду, Стивен Моларо
Продюссер: Чак Лорри, Билл Праду, Мэри Т. Куигли
В ролях: Джонни Галэки, Джим Парсонс, Кейли Куоко, Саймон Хелберг, Кунал Нэйэр, Мелисса Рауш, Майем Биэлик, Кэрол Энн Сьюзи, Кевин Суссман, Арти Манн и др.
Мой пёс Киллер / My dog killer / Moj pes Killer (2013)Забытое богом место на словацкой границе, мрачные, подозрительные люди вокруг, вечно молчаливый отец, приятели скинхеды и лучший четвероногий друг с инстинктами убийцы — вот она жизнь восемнадцатилетнего Марека. Но относительно спокойное и ровное её течение нарушится вместе с появлением давно уже забытой матери, которая возвращается не одна, а вместе с причиной своего давнишнего исчезновения…
Хорошо быть тихоней / The Perks of Being a Wallflower (2012)история о Чарли, ученике старшей школы в Питтсбурге, стеснительном и непопулярном. На наших глазах Чарли взрослеет, меняется круг его общения, меняется его мнение о мире.
Немного радости, немного печали / Konchem Ishtam Konchem Kashtam (2009)Любовь молодой пары, которая расцвела с немалым трудом, пробившись сквозь характеры и предубеждения, оказывается под угрозой, потому что семейная ответственность парня ставится под вопрос — ведь его родители давно в разводе и не могли привить ему правильных ценностей… Но решение не заставляет себя долго ждать — надо просто снова собрать пазлы в одну семью — и победитель получит и семью, и девушку. Вот только как это сделать…
Свет Византии (2012)Название: Свет Византии
Год: 2013
Жанр: познавательное, документальный
Выпущено: Россия
Режиссер: Е. Козенкова
Подмена / Changeling (2008)Действие картины развивается в Лос-Анджелесе 20-х годов прошлого столетия. Обратившись в полицию с заявлением об исчезновении ребенка, главная героиня вскоре получает своего сына, но сообщает полицейским, что, несмотря на внешнее сходство, это не ее сын. Вместо помощи несчастная мать получает прописку в палате клиники для сумасшедших…
Монстры и пираты / Monsters & Pirates (2009)Что там на горизонте? Флинн и Алисия, капитаны пиратских кораблей Авроры и Эльдорадо, только что окончили школу пиратов и вступили между собой в борьбу за общую цель: сокровища капитана Баракуды — самого ужасного пирата всех морей. Флинн при помощи своей пиратской команды хочет вернуть звезду острова Дельфина — амулет своей родины, а Алисия, управляя командой невероятных монстров, пытается доказать своему отцу, что стала настоящей пираткой.
Хроники Риддика / The Chronicles of Riddick (2004)XXVI век. Риддик, галактический антигерой, вечный преступник со своим оригинальным взглядом на жизнь, вновь бежит из космической колонии, чтобы оказаться на планете Гелион, где сокрыта тайна его происхождения. Поминутно сталкиваясь с охотниками за головами и прочей внеземной опасностью, Риддик в компании с новыми друзьями противостоит жестокому Лорду Маршалу, предводителю Нового Крестового похода против всего живого и мертвого во Вселенной...
Удар судьбы / Le coup du sort (1997)Оригинальное название: Удар судьбы / Le coup du sort
Страна: Франция
Жанр: триллер
Качество: DVDRip Многоголосый
Режиссер: Рафаэль Монлеон
В ролях: Марта Белостеги, Лейре Беррокаль
Дата выхода: 1997
В темноте / I Will Follow You Into the Dark (2012)Одна часть повествует о том, как сложно приходится одной женщине, она впадает в депрессию после смерти отца, вот только есть и хороший момент - она встречает свою любовь! Но вся эта радость длится не так долго, как хотелось бы героине. Поскольку парень оказывается съеденным, а она попадает в психиатрическую больницу!
Лофт / The Loft (2014)Пятеро женатых друзей решают совместно снять респектабельную квартиру, чтобы приводить туда любовниц и реализовывать свои сексуальные фантазии. Но однажды они находят в квартире обнаженное тело убитой женщины… Все пятеро подозревают в убийстве друг друга.
Токийские Эсперы / Tokyo ESP (2014)В далёкой-предалёкой Японии жила была девочка. И была она бедной-пребедной. Жила она с отцом, бывшим полицейским, и работала в кафе официанткой, пока, однажды, не увидела в небе над городом летающего пингвина, гнавшегося за стаей эфирных рыбок. Летающие пингвины, естественно, встречаются не часто и за них могут отстегнуть хорошие деньги, так что, не долго думая, она решила его поймать... Вот только дело это у неё не заладилось и одна из рыб прошла через нашу героиню, пробудив в ней сверхъестественную силу. А дальше закрутилось...
Ад Танжера / De hel van Tanger (2006)В августе 1996 два бельгийских водителя перегоняют из Марокко в Бельгию пустой автобус. В ходе досмотра марокканские таможенники обнаруживают 350 килограммов наркотиков. Марокканск...
Сигнал / The Signal (2014)Трое студентов-хакеров неожиданно начинают получать таинственные сообщения от незнакомца под ником NOMAD (Кочевник). Но они даже не подозревают, что имеют дело не с человеком, а с внеземным разумом.

После серии необъяснимых происшествий друзья бегут из опасной ловушки, но тут же становятся объектами охоты «людей в чёрном», которые считают, что после контакта хакеры могут представлять угрозу для всего человечества.
Боец / The Fighter (2010)Название: Боец
Оригинальное название: The Fighter
Год выхода: 2010
Жанр: драма, биография
Режиссер: Дэвид О. Расселл
В ролях: Марк Уолберг, Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Мелисса Лео, Микки О'Киф, Джек МакГи, Мелисса МакМикин, Бьянка Хантер, Эрика МакДермотт, Джилл Квигг
Выпущено: США, Relativity Media
Продолжительность: 01:55:38
Озвучивание: Дублированное [лицензия]
Пила 8 / Jigsaw (2017)В городе обнаруживают несколько тел, обладатели которых встретили определенно не лучший конец. Все улики указывают на одного человека: Джона Крамера. Но как это возможно? Человек, известный как Пила, мертв уже более десяти лет. Неужели все-таки нашелся тот, кто рискнул подобрать мантию жестокого маньяка?
Джона жив / Jonah Lives (2012)Группа подростков от нечего делать, решают, при помощи доски Уиджи, воззвать к духам. И на их призыв приходит неупокоенная душа, жаждущего отмщения Джоны..
Прирожденный гонщик /  Born to Race (2011)Название: Прирожденный гонщик
Оригинальное название: Born to Race
Производство: США
Продолжительность: 99 мин. / 01:39
Режиссер: Алекс Ранаривело
В ролях: Джозеф Кросс, Джон Пайпер-Фергюсон, Брандо Итон, Николь Бадаан, Шерри Стрингфилд, Спенсер Бреслин, Кристина Мур, Эрик Кинг, Джоанна Э. Брэдди, Мэтт МакКой
Основной инстинкт 2: Жажда риска / Basic Instinct 2 (2006)На писательницу Кэтрин Трэммел вновь падает подозрение в причастности к преступлению. Скотланд-Ярд отряжает обращается к доктору Майклу Глассу за помощью в профессиональном заключении о состоянии психического здоровья Кэтрин. Но Гласс, как когда-то детектив Каррен, попадает под чары роковой женщины.
Выкуп / Butterfly on a Wheel (2006)У Нила и Эбби Рэндалл идеальный брак и идеальная жизнь. Вместе с дочкой Софи они являются живым воплощением «американской мечты»… но мечты заканчиваются… Внезапно Софи похищают, и родителям не остается ничего другого, как согласиться на условия похитителя. В мгновения ока их жизнь оказывается в руках похитителя — Тома — социопата, которому, похоже, нечего терять. Они выполняют все более и более изощренные требования Тома, пока не становится ясно, что этому человеку нужны вовсе не их деньги — он жаждет полностью, кусочек за кусочком, разрушить жизнь Нила и Эбби, жизнь, которую они строили более 10 лет…
Дары смерти / Дьявольские леденцы / The Devil's Candy (2015)Талантливый художник с большими перспективами на будущее вместе со своей семьей перебрался в новый дом своей мечты. Несмотря на то, что у здания жуткое прошлое, связанное с убийством, семья все равно его приобрела. Кажется, их счастью не сможет ничего помешать, только так было до той поры, пока на пороге дома не появился безумец, умоляющий художника отдать ему во владения жилище. Джерси после этого случая стал совсем другим, он даже стал изображать на своих полотнах пугающих призраков и образы демонов. Художник рад, что к нему пришло вдохновения, даже не понимая, что впусти в свою жизнь зло. В опасности оказалась вся его семья, ведь нечто, не поддающееся рациональному объяснению, охотиться на маленькую дочь Зои. Мужчина вынужден приложить все силы, чтобы спасти семью от беды....
Прощай, речь 3D / Adieu au langage (2014)Он и она — два мира, утративших связь друг с другом. Их единственный проводник — собака. Без слов животное транслирует любовь в оба конца, и эта слабая связь неожиданно крепнет. Но хватит ли ее, чтобы разжечь былые чувства?



Войдите на сайт, используя логин и пароль указанные Вами при регистрации
Мобильная версия